Хорошо известно, что длительное повторение деформативного цикла у металлов, деформированных вначале за пределом упругости, приводит к постепенному сужению гистерезисной петли этих металлов, т. е., говоря иначе, имеет место постепенное снижение гистерезисных потерь. Это оказывает соответствующее влияние на трение качения.
Так, в опытах, описанных выше, было найдено, что трение качения, будучи равным после 200-300 проходов 25 Г, падало после 40 000 проходов до 15 Г и до 9 Г после 200 000 проходов.
Во время этого продолжительного опыта наблюдалось небольшое уширение дорожки, в результате чего влияние дифференциального проскальзывания, если бы оно имело место, должно было бы усилиться.
Тот факт, что трение качения падало, может быть удовлетворительно объяснен в терминах гистерезисного механизма или же каким-либо иным деформативным процессом. Это подтверждается также характером повреждения дорожки.
После 200 000 проходов на поверхности наблюдался интенсивный питтинг и присутствие многочисленных частиц металла, причем среди осколков была видна мелко раздробленная черная окись железа.
Все это, по-видимому, образовалось в результате усталостного износа. Мы вернемся к обсуждению фактических потерь, возникающих в металлах, в последнем разделе этой главы.
Деформация металлов в упругом интервале относительно мала. Поэтому для изучения различных явлений, возникающих при качении в упругом интервале, более удобно использовать такие материалы, которые могут упруго деформироваться при относительно больших напряжениях.
По этой причине исследование было выполнено для твердых сфер и цилиндров, катящихся по резине.