Легкоплавкость плавикового шпата

Этот результат именно и соответствовал поставленной задаче — упрочнению контактных слоев и медленному спеканию массы в последующих слоях футеровки. Сравнительные испытания в индукционной тигельной печи показали, что магнезитохромитовая масса с добавкой 2% плавикового шпата обеспечивает наилучшие результаты.

Опыты с тиглями из указанной массы были проведены многократно, в том числе при плавках металла разных марок: углеродистой и марганцовистой сталей, жаропрочного сплава, железа Армко. При всех плавках наблюдались преимущественные результаты стойкости этих тиглей по сравнению с тиглями, изготовленными из магнезитохромитовых масс, но с введением других минерализаторов.

Добавка 2%. плавикового шпата в магнезитохромитовые массы, изготовленные на базе плотных разновидностей магнезита (плавленого, высокоплотного) и обожженного хромита, не улучшила спекания. Эти массы, как и без добавок, при испытании в малых тиглях в условиях индукционного плавления также не спекались и рассыпались.

Следует сказать, что хотя такое поведение масс в малых тиглях показало как бы неблагоприятные результаты, но тем не менее следует иметь в виду, что выявившееся в этих опытах замедленное спекание является таким свойством, которое в других условиях, т. е. в тиглях больших промышленных печей, может быть положительным потому, что в больших тиглях масса металла значительно больше, а следовательно, воздействие аккумулированного тепла на контактную поверхность стенки значительно выше.

Применение таких трудноспекающихся масс при высоких рабочих температурах плавки металла может быть перспективным для футеровки индукционных тигельных печей большой емкости. Введение плавикового шпата в количестве от 4 до 8% во все составы магнезитохромитовых масс приводит к противоположным результатам.

Спекание резко увеличивается и даже при температурах более низких, характерных для слоев, следующих за контактным. Термостойкость существенно снижается.

Таким образом, увеличение добавки плавикового шпата дало отрицательные результаты (глубокие трещины) при испытаниях малых тиглей в условиях индукционной плавки металла.