Расчет жестких дорожных одежд на температурные напряжения

В первом случае, при условии равнопрочности одежды, решающим фактором для сравнения вариантов обычно является стоимость сооружения 1 м2 покрытия. Во втором случае, при рассмотрении более капиталоемкого варианта одежды, необходимо наряду с учетом эксплуатационно-транспортных, природных и технологических условий всесторонне учесть экономические показатели вариантов. Имеется ряд методов, позволяющих провести технико-экономическое сравнение вариантов конструкций дорожных одежд при существенных различиях в строительной стоимости, в величине транспортных расходов на автомобильные перевозки, ремонтно-эксплуатационных затрат и др. В частности, могут быть отмечены методы М. Б. Корсунского, Н. Ф. Хорошилова 2 и др. В последние годы все более широко используется метод суммарных приведенных затрат, с помощью которого представляется возможным учесть разновременность затрат и изменение транспортных расходов во времени. В наиболее обобщенной форме этот метод разработан в МАДИ под руководством проф. Л. А. Бронштейна. Суммарные приведенные затраты определяются по каждому из рассмотренных вариантов за расчетный период, равный сроку службы дорожной одежды по варианту с более капитальным типом покрытия. Экономически более целесообразным будет тот вариант, который дает наименьший объем суммарных приведенных затрат. Чтобы точнее сопоставить разновременные затраты в течение многих лет, устанавливается следующий общий размер капитальных вложений или эксплуатационно-транспортных расходов любого года с учетом их прироста за счет ежегодных сбережений: Годовые дорожные расходы складываются из ежегодных затрат на содержание и текущий ремонт, а также периодических затрат на средний и капитальный ремонты, осуществляемые в определенные сроки. В целях упрощения расчета можно принять, что затраты на содержание и ремонт не изменяются в период срока службы, а принимаются осредненными. Также средними принимаются и значения межремонтных сроков.

Это обосновывается относительно небольшой величиной удельного веса дорожных расходов в структуре дорожно-транспортных затрат.