Типичные случаи применения стали и железобетона

Типичные случаи применения стали и железобетона

Для одно- и двухэтажных промышленных зданий, занимающих обширную площадь, обычно останавливаются на стальных конструкциях. Характерными примерами исключений в этом отношении могут служить одноэтажные промышленные здания Авиационной компании Райта в Нью-Джерси и завода Додж в Чикаго. Хотя выбор для этих объектов железобетонных, а не стальных конструкций вызван был в значительной мере требованиями военного времени, необходимо помнить, что если общая архитектурная компоновка допускает простые конструктивные формы с многократным использованием одной и той же опалубки путем перемещения ее от секции к секции, железобетон является весьма подходящим решением. Специфические причины, зависящие от характера данного производства или от конструктивных соображений, могут также служить причиной выбора жесткого железобетонного каркаса или железобетонной оболочки.

Железобетонные каркасы следует считать наилучшими для многоэтажных промышленных корпусов с тяжелыми нагрузками на перекрытия.

При постройке фабрично-заводского корпуса часто приходится делать выбор между одноэтажным или многоэтажным зданием. Первое из этих решений имеет определенные преимущества для многих отраслей промышленного производства, однако обобщение здесь вряд ли возможно: каждый объект требует индивидуального подхода.

Если исходить из полной стоимости площади пола, одноэтажное здание в общем обходится дешевле. При этом значительно повышается процент использования площади. Одноэтажное решение отличается и большей гибкостью с точки зрения возможных изменений в будущем. Даже текстильные предприятия, которые в прошлом обычно представляли собой многоэтажные корпуса, в настоящее время часто устраиваются одноэтажными.

С другой стороны, высокая стоимость земельных участков способствует развитию многоэтажного строительства, которое может быть также продиктовано технологическим процессом производства. Так, например, современные целлюлозные заводы и бумажные фабрики часто строят высотой порядка 15-30 м в целях сокращения протяженности трубопроводов и технологических путей перемещения сырья, и полуфабрикатов. Расходы на отопление в холодном климате и расходы на удаление избыточного тепла в жарком климате менее значительны для многоэтажного здания. То же следует сказать и о расходах на освещение, поскольку во многих отраслях промышленности склонны к применению искусственного люминесцентного освещения вместо дневного света. Это, в частности, справедливо для недавно построенных предприятий на юго-востоке США. Условия содержания и текущего ремонта крыши также более благоприятны для многоэтажного здания.

При любом сравнении между стальным и железобетонным каркасом покрытий промышленных зданий проектировщик должен учитывать требования огнестойкости, так как стоимость огнезащиты стальных стропильных ферм может оказаться важным фактором.

Примером выполнения железобетонного каркаса в двух — четырехэтажных жилых зданиях может служить дешевое многоквартирное жилищное строительство в ряде различных мест США, выполненное в период 1940-1942 гг. Более ранние постройки этого типа состояли из кирпичных несущих стен, внутреннего железобетонного каркаса и плоской железобетонной крыши. Усадка бетона и температурные напряжения в плитах перекрытий были причиной появления значительных трещин в парапетах и кладке в сопряжениях с покрытиями и близ наружных углов. Трещинообразование в стенах значительно сократилось при переходе на полный каркас с одновременной экономией на конструкции наружных стен. При этом достигались также и лучшая координация различных строительных процессов и ускорение работ.

Если желательна архитектурная обработка внешних бетонных поверхностей, необходим соответствующий выбор конструкции несущих стен, как это видно на примере школьного здания. Типичными примерами многоэтажного жилищного строительства являются и 14-этажные здания, возведенные Нью-Йоркской жилищно-строительной организацией, и 13-этажные жилые массивы в Лос-Анжелосе.

Упомянутый выше комплекс в Нью-Йорке и недавняя многоквартирная 22-этажная застройка в Чикаго могут считаться выдающимися примерами применения железобетонных каркасов для сравнительно высоких жилых зданий.

Для гаражей подходят как стальные, так и железобетонные конструкции. Сравнительно нова и экономична бесстеновая, незащищенная несгораемая конструкция гаражей, предназначенных для легковых автомашин. Она состоит из открытого стального каркаса, поддерживающего железобетонные плиты перекрытий. Подобные конструкции приняты теперь многими муниципальными нормами.

Излюбленными в городских и пригородных торговых центрах являются железобетонные конструкции рампового типа с обслуживанием автомобилей на первом этаже. В этих случаях железобетон обеспечивает гораздо более широкие возможности для архитектурной выразительности, а помимо того и повышенную огнестойкость зданий.

Примером экономичного применения стального каркаса могут служить небольшие одноэтажные здания механических мастерских, особенно там, где требуются большие поверхности наружного остекления. Такие постройки допускают высокую степень использования принципа сборности и могут обычно выполняться быстрее в стали, чем в железобетоне. Каркас как из стали, так и из железобетона пригоден в настоящее время и для таких зданий, как, например, 4-этажное общежитие, которые еще несколько лет назад были бы запроектированы с несущими стенами.

Рамные стальные конструкции охотно выбираются и в качестве элементов покрытий одноэтажных зданий. Такие конструкции могут быть частью общего каркаса или опираться на несущие стены. Находят применение разнообразные типы стальных ферм для строительных конструкций с пролетами от 12 до 60 м. Существуют также многочисленные формы стальных арок и жестких рам, находящих, в частности, применение в конструкциях покрытий с большими пролетами.