О содержании понятия «центр города»

Зодчие древнего мира, средневековья, Возрождения не нуждались в особом обозначении этого понятия, так как перечень объектов, образующих центр города, был тогда невелик, и они могли обсуждаться и адресоваться поименно. Такое обозначение стало практически необходимым лишь в период бурного развития городов эпохи капитализма. Его предшественником можно считать английское «city» — сити (старый город), ставшее нарицательным для обозначения обширного и пестрого по составу и значению скопления разного рода учреждений в центральном районе города, представлявшем его историческое ядро.
Именно многочисленность, многообразие и сложность взаимосвязей административных, деловых, торговых и общественных учреждений крупного капиталистического города сделали затруднительной конкретизацию содержания их комплекса или конгломерата в общем названии и потребовали более отвлеченного обозначения. Так родился термин «центр города». Яркую характеристику значения центра крупного города дал в свое время Корбюзье:
«… Большой город… в биологии страны … является главным органом… — это сердце, действенный центр сердечной системы, это мозг, направляющий центр нервной системы, и деятельность государств, и интернациональные события проходят и родятся в большом городе. Центры экономики, социологии, политики находятся в большом городе, и всякие изменения исходят из этих отчетливо определенных пунктов и действуют на людей, затерянных в глуши провинции. Большой город — это место взаимного соприкосновения активных сил мира.
Этот контакт должен быть непосредственным; решения, которые отсюда вытекают, являются результатом стремительно проходивших дебатов, и они влекут за собой акты внутри и межгосударственные. Телеграф, железная дорога, аэроплан меньше, чем в пятьдесят лет, настолько ускорили быстроту международных связей, что работа от этого революционизировалась.