Типы скатных крыш по стальным несущим конструкциям

Типы скатных крыш по стальным несущим  конструкциям

Стальные несущие конструкции покрытий обычно состоят из стропильных ферм с системой промежуточных прогонов, на которые опираются сборные железобетонные плиты, комбинированные, стеклянные или листовые металлические элементы того или иного типа, образующие настил покрытия. Изредка применяется и дощатый настил. Иногда для покрытий с небольшим уклоном пользуются и монолитным железобетоном, что однако редко дает удачные решения. Шпунтовая черепица, волнистое стекло, асбошифер требуют сравнительно крутых уклонов поверхностей крыш, которые в настоящее время считаются неэкономичными. Кроме того, в современном промышленном строительстве предпочитают проектные решения с регулируемыми искусственным освещением, температурой и влажностью воздуха в помещениях. Это в особенности относится к целлюлозным, бумажным и текстильным предприятиям, где, в связи с таким направлением, резко сократилось применение верхнего света и шедовых конструкций.

Сборные железобетонные плиты. Плиты из легких бетонов на основе керамзита, шлака, пемзы или перлита имеют особенно широкое применение в плоских покрытиях, а также, хотя и в меньшей степени, в скатных крышах. Для конструкций подобного рода плоская плита прямоугольного сечения является более подходящей, чем ребристая плита; однако иногда применяется для наклонных поверхностей и последняя, в частности, для крыш с шедами и световыми фонарями.

Сплошные плиты обычно имеют ширину 60 см и толщину от 4 до 9 см. Так как материалы с более высокой изолирующей способностью обладают вместе с тем и Меньшей механической прочностью, то плиты из них могут употребляться только для коротких пролетов. Вес 1 м2 плиты сечением 60X4 см из керамзитобетона составляет 66 кг, а из тяжелого бетона — 93 кг. Пролет такой плиты-1,5 м при соответствующем шаге прогонов. Большие толщины назначаются для пролетов до 2,4 м, которые являются максимальными для подобного рода плит.

Плиты армируются гальванизированными стальными сварными сетками. Плита толщиной 6 см имеет слой 6-см гвоздимого бетона, формуемого совместно с основой той же толщины из конструктивного бетона. Такая плита пригодна в качестве кровельного настила под шифер, черепицу или другой подобный материал при максимальном шаге несущей решетки порядка 1,8 м.

Гвоздимым является и верхний слой плит порекс (фибролит), отличающийся пористостью, огнестойкостью, хорошими теплоизолирующими и вместе с тем звукопоглощающими свойствами. Подобные плиты толщиной 8 см могут поменяться для покатых крыш при пролетах до 2,4 м.

Плиты, изготовляемые из перлитобетона и выпускаемые под названием кестлайт (Castlite) имеют толщину 4 см, ширину 60 см и длину 90 или 120 см. Их особая ценность заключается в высоких изолирующих свойствах и гвоздимости. Некоторые фирмы выпускают сборные элементы покрытий, отличающиеся наличием в них дополнительного звукоизоляционного слоя, наносимого на нижнюю лицевую поверхность одновременно с бетонированием плиты. Такие облицовки имеют различные окраски.

Гипсовые и бетонные кровельные плиты. Гипсовые плиты толщиной 5 см и бетонные плиты толщиной 5 и 7 см могут быть использованы для скатных крыш, но главным образом применяются для плоских покрытий зданий промышленного назначения. Гипсовые плиты гвоздимы и хорошо удерживают на себе разного рода кровельные материалы. Бетонные же плиты обычно не гвоздимы, но в случае необходимости можно придать им это свойство. Гипсовые плиты со шпунтовыми соединениями по периметру могут иметь различные длины с максимальным расстоянием между опорами 1,5 м и обеспечивают надежное крепление к ним шифера, черепицы или металлической кровли.

Кровельный настил цеместо (оргалит между двумя асбестоцементными листами) также может применяться для скатных крыш, но в основном предназначается для плоских покрытий.

Кровельные покрытия, бетонируемые на месте. В прошлом для этой цели применялись шлакобетонные смеси особо жесткой консистенции, армированные стержнями или сварными сетками, даже для сравнительно крутых уклонов. Крепление кровельного ковра гвоздями осуществлялось к деревянным рейкам, заделанным в бетон, или для этого создавался сплошной поверхностный слой гвоздимого бетона толщиной 5 см. Процесс производства этих работ отличается медлительностью, и, по мере усовершенствования сборных элементов, Оібєапечивающих не менее удовлетворительное и прочное гвоздевое крепление, покрытия с применением монолитного железобетона становятся все более редкими и экономически менее оправданными, за исключением, быть может, плоских железобетонных оболочек.

Волнистая кровельная асбофанера. Этот материал огнестоек и мало теплопроводен. Он может применяться самостоятельно без дополнительных кровельных материалов с минимальным уклоном 1:4, но желателен более крутой уклон. Средняя толщина волнистой асбофанеры равняется 10 мм при весе около 20 кг/м2, а листы имеют обычно ширину 105 см и длину от 30 до 360 см. Максимальный пролет стандартных листов — 135 см. Листы укладываются с напуском в одну волну по бокам и внахлестку на 15 см по концам. К стальным поддерживающим конструкциям они крепятся с помощью скоб и болтов.

Этот тип кровли находит применение как в промышленном строительстве, так и для жилищно-гражданских зданий разных типов и назначений.

Волнистый кровельный металл. В качестве кровли по стальной или деревянной обрешетке применяются различные виды волнистого листового металла. Эти материалы, в частности, используются и для скатных крыш одноэтажных промышленных зданий. Волнистые листы из гальванизированной стали выпускаются стандартных размеров. Более долговечны и не требуют покраски цинковые сплавы. Может находить применение и холоднокатаная медь, но более употребительна волнистая листовая сталь, плакированная медью со слоем асбестового картона на битуме между ними. Распространена и другая аналогичная конструкция с готовой поверхностью потолка из битумизированного асбестового картона, которая может быть оставлена в натуральной черной или коричневой окраске или же покрашена в иной цвет.

Сплошные волнистые металлические кровли требуют расстояния между прогонами от 75 см для меди и соответственно до 150 см для стали и цинковых сплавов. Боковые соединения между листами, ширина которых колеблется в пределах от 60 до 90 см, как правило, осуществляются путем напуска волн, но в некоторых медных кровлях применяется соединительная накладка конькового типа. По концам листы перекрываются внахлестку от 10 до 15 см. Составные кровли из волнистой стали, слоя изоляции и поверхностной защиты обладают преимуществами перед чисто листовой сталью с точки зрения сохранности и теплопроводности. В перекрываемых ими пролетах в пределах от 2,1 до 3 ж принимается толщина стали соответственно от 0,6 до 1,25 мм.

В основном стальная кровля используется для плоских крыш. Тонколистовые цветные металлы — медь и алюминий употребляются в качестве поверхностных и отделочных покрытий кровли.