Сборные железобетонные балки

Сборные железобетонные балки

Обычно эти балки изготовляются на месте работ. Однако во многих районах балки длиной до 20 ж с успехом транспортируются на стройки с полигона или завода.

Сборный железобетон особенно экономичен в простых повторяющихся конструкциях в связи с экономией на стоимости опалубки и простотой укладки бетона в заводских условиях.

Сравнительные подсчеты различных конструктивных вариантов, сделанные для одной школы в Нью-Йорке, показали целесообразность применения сборных железобетонных балок для пролетов 16 и 18 ж в качестве главных несущих элементов покрытий над гимнастическим и актовым залами. Балки двутаврового сечения для пролета 18 ж имели высоту 101 см, ширину полки 300 мм и толщину   ребра 165 мм.

Перекрывающая балки плита толщиной 10 см из монолитного железобетона работает как одна из полок, а балка в этом случае служит ребром. Сборные железобетонные колонны чаще всего применяются как составные элементы жестких рам.

Основная экономия в стоимости сборных рам получается благодаря многократному (Использованию опалубки и отсутствию подмостей, а также упрощению процесса бетонирования и тщательному уходу за бетоном. Удорожающими факторами являются стоимость монтажа, сварки и заливки стыков, а также повышенные расходы на проектирование сборного железобетона.

Интересным примером применения сборного железобетона служит тренировочный центр морского ведомства в штате Калифорния, построенный в 1953 г. Расчеты показали выгодность применения для этого объекта сборного железобетона в виде панелей покрытия и стеновых панелей с жесткими несущими рамами из монолитного железобетона. Строительный комплекс стоимостью 9 млн. долл. состоял из 76 больших казарм, 6 административных зданий, 6 столовых на 1 000 человек каждая, 12 складских зданий, 6 учебных корпусов и небольшого числа жилых помещений для холостых офицеров, а также всех обслуживающих устройств.

Стеновые (панели толщиной 125 мм, длиной 580 см и высотой 350 см бетонировались в горизонтальном положении на полу того здания, для которого предназначались. Панели покрытий бетонировались на стендах и подвергались пропариванию на центральном полигоне, расположенном на строительной площадке.

При последующем расширении этого объекта в сборном железобетоне выполнялись не только панели покрытий и стен, но и жесткие рамы, причем было установлено, что такой метод дешевле. Менее крупные рамы, примененные для казарм, располагаются из расстоянии 6 м друг от друга и перекрывают пролеты в 9 ж. Сборные рамы большого пролета состоят из двух частей и стыкуются в середине пролета с помощью торкретирования (чтобы обойтись без опалубки).

В числе других важных строительств, использовавших сборные железобетонные каркасы, следует отметить сооружения здания морского ведомства в штате Пенсильвания в 1946 г. и другие крупные сооружения этого ведомства в США.